Контакти:    e-mail: sumy.theology@ukr.net; .; tel: (0542) 77-04-54;    

EN RUS UKR

Logo alt

Сумська духовна семінарія

імені Блаженнішого Митрополита Володимира (Сабодана)

His Beatitude Metropolitan Volodymyr (Sabodan)

SUMY THEOLOGICAL SEMINARY

 


Правила поведения

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ СУМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Сумская духовная семинария является пастырско-богословским духовным учебным заведением Украинской Православной Церкви, ставящим перед собой цель воспитания и образования ревностных пастырей Церкви Христовой, а также богословски образованных мирян, способных своей жизнью, проповедью и служением приобщить многочисленное православное население страны к благодатной жизни Царствия Божия. Учащийся должен всегда помнить, что он – представитель Православной Церкви, воспитанник православно-церковного духовного заведения, которое желает видеть в нем убежденного христианина и образованного служителя Церкви. Ему следует располагать свою внутреннюю и внешнюю жизнь, а равно и выбирать себе занятия, сообразно указанной цели духовной семинарии, оказывая во всем неуклонное послушание правилам и уставам Святой Церкви. Учащиеся должны соблюдать распорядок дня, целесообразно использовать время пребывания в духовной школе, духовно и интеллектуально совершенствоваться.

I. АДМИНИСТРАТИВНОЕ   УСТРОЙСТВО

Сумская духовная семинария находится под архипастырским руководством и попечением Владыки ректора Высокопреосвященнейшего ЕВЛОГИЯ, архиепископа Сумского и Ахтырского. В администрацию семинарии входят: а) проректор по учебно-воспитательной работе; б) проректор по административно-хозяйственной работе; в) секретарь Совета. Храм и богослужение находятся в непосредственном веде­нии ректора, руководящего ими через руководителя богослужеб­ной практики. Учащимся Сумской духовной семинарии считается тот, кто после успешных вступительных экзаменов и собеседований с приёмной комиссией внесён в список поступивших в семинарию. Список утверждается Педагогическим советом, подписывается ректо­ром и после оглашения вывешивается на доске объявлений.

II. Х Р А М

1. Учащийся должен знать, что первое место в жизни духовной школы отводится храму и богослужению. Поэтому посещение богослужений в дни воскресные, праздничные, в дни говения, а также в дни храмового послушания (богослужебной практики) обязательно для всех. Здесь учащиеся постоянно подвергают испытанию свою совесть на предмет соответствия внутреннего, духовного устроения поставленным высоким жизненным целям и задачам.

2. Отношения к храму и богослужению должно быть особым – благоговейным и святым. Исполнение всех послушаний с большой христианской ответственностью предполагает обязательную, тщательную, ежедневную подготовку, как певческих групп, так и очередных чтецов.

3. На богослужение, как и на утреннее и вечернее правило следует приходить заблаговременно (не позже, чем за 5 минут до начала).

4. . Запре­щается находиться во время богослужения в притворах и на паперти храма.

5. Разговоры во время богослужения, преждевременный уход из храма не допускается. Выходить из храма во время богослужения можно только с разрешения преподавателя.

6. Молитвенное правило и богослужебные тексты следует читать неспешно, громко, обращая внимание на знаки препинания и дикцию.

7. Студенты, облечённые священным саном, находятся в непосредственном подчинении руководителя богослужебной практики и совершают богослужения строго по утверждённым ректором чинопоследованиям и графикам. Самовольное служение в храме, а также за пределами духовной школы непозволительно. При отъезде на каникулы, студент-священник должен иметь на руках соответствующий документ, удостоверяющий его личность и сан.

8. Воспитанники не облечённые священным саном, во время ежедневных богослужений несут обязанности чтецов, певцов, пономарей и другие на основании расписания храмового богослужения.

9. Воспитанники 3 и 4 классов в обязательном порядке произносят проповеди в храме, согласно расписания. Написанную и правильно оформленную проповедь учащийся должен обязательно представить преподавателю Гомилетики для про­верки, а затем сдать секретарю Совета семинарии за 10 дней до произнесения.

10. Пропуск богослужения, в т.ч. богослужебной практики, как и опоздание на них, является грубым нарушением дисциплины духовной школы.

11. Воспитанники семинарии, возгревая в себе духовную ревность должны часто исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин (желательно не реже одного раза в три недели).

III. УЧЕБНАЯ ЧАСТЬ

1. Учебный процесс начинается 1 сентября с совместной молитвы учащих и учащихся в домовом храме семинарии. Воспитанники в этот день знакомятся с классными наставниками, с которыми на протяжении учебного года могут разрешать все трудные и требующие совета вопросы.

2. Всем учащимся вменяется в обязанность неукоснительное выполнение распорядка дня и посещение всех лекций и уроков, обозначенных в расписании учебных занятий. Освободить учащегося от занятий текущего дня может только проректор.

3. Учащиеся обязаны заранее позаботиться о наличии у них писчих принадлежностей, тетрадей, средств личной гигиены, дабы на приобретение их в учебном году не тратить драгоценное время.

ОБЯЗАННОСТИ СТАРОСТЫ И ДЕЖУРНОГО ПО КЛАССУ

4. В классе ответственным лицом является староста. В его обязанности входит ежедневное уведомление администрации об отсутствующих на занятиях по состоянию здоровья, в связи с послушанием или иным причинам. Староста отвечает за чистоту класса, наличие и исправность учебных пособий и мебели и имеет преимущественное право выражать пожелания и интересы учащихся перед администрацией. Для наблюдения за чистотой и порядком в каждой аудитории устанавливается очередное ежедневное дежурство воспитанников, под руковод­ством старосты класса. Староста составляет список дежурных, который вывешивается в классе.

5. Дежурный по аудитории заботится о чистоте класса и подготовке к занятиям – влажная тряпка, мел, чистая доска, учебные и наглядные пособия. Чтение молитвы производится дежурным. Во время перемен дежурный следит за тем, чтобы помещение было проветрено.

6. Старосту класса, его заместителя назначает админи­страция. В случае отсутствия старосты его обязанности выпол­няет заместитель.

ПОВЕДЕНИЕ В АУДИТОРИИ

7. Воспитанники обязаны собираться в аудитории за 5 минут до начала уроков и должны иметь все необходимые принад­лежности: учебные пособия, конспекты и тетради для записей. БИБЛИЯ должна быть настольной книгой всех учащихся и находиться всегда на рабочем столе, а также книга прп. Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры» Опоздавшие на урок, допускаются к занятиям с разрешения проректора.

8. Каждый урок начинается и заканчивается молитвой, причём первую молитву перед учением и последнюю после 4-го урока традиционно учащиеся поют всем классом. В дни попразд­нства двунадесятых праздников до отдания читается тропарь и задостойник праздника.

9. При появлении преподавателя в аудитории воспитанники стоя приветствуют его. Также приветствуют ректора или про­ректора и высоких гостей при посещении ими того или иного класса.

10. Во время уроков воспитанники должны сидеть прямо, не разваливаясь, не зевая, соблюдать тишину, не разговаривать, внимательно слушать объяснения преподавателей и ответы своих товарищей, не допуская посторонних занятий. Всякая подсказка отвечающему воспитаннику категорически воспрещается.

11. Успеваемость учащихся оценивается на основании еже­дневных устных ответов на уроках и лекциях и письменных работ, подаваемых строго в определённые дни.

12. Неуспеваемость учащихся после рассмотрения причин таковой на Проректорском совещании, может послужить поводом для отчисления из состава учащихся.

13. Ежедневно особое место в учебно-воспитательном процессе должно занимать чтение Священного Писания, святоотеческой и научно-богословской литературы.

14. В вечернее время в будние дни, с 17 часов до ужина, отводится для самоподго­товки. В эти часы учащиеся обязаны находиться в аудиториях и готовить учебный материал к занятиям следующего дня, соблюдая при этом полную тишину. Если есть необходимость заниматься в читальном зале, то об этом ставится в известность преподаватель и староста класса.

15. В случае необходимости отлучиться из семинарии во время занятий, каждый раз на то испрашивается разрешение проректора, причём отсутствие воспитанника обязательно отмечается в классном журнале. Отсутствие по болезни может быть по разрешению врача и с благословения проректора.

16. В случае необходимости пребывания вне стен духовной школы на протяжении более 12 часов воспитанник обращается лично к ректору, предоставляя при этом письменное прошение, указывающее причину отлучки. После прибытия из разрешённого отпуска учащийся должен предварительно явиться к секретарю Совета для регистрации своего прибытия.

IV. ВНУТРЕННИЙ РАСПОРЯДОК

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ СПАЛЬНЕЙ

1. В учебные, каникулярные и праздничные дни жизнь школы регламентируется соответствующим распорядком дня, утверждаемым ректором.

2. О подъёме, отбое, начале, конце занятий и прочих мероприятиях воспитанники узнают по звонку, подаваемому дежурным вахтёром, согласно распорядку дня.

3. Подъём должен проводиться неспешно, дабы с началом учебного и праздничного дня было положено упорядоченное молитвенное настроение. После утреннего туалета воспитанник обязан аккуратно заправить постель и навести должный порядок. На постели не должно быть посторонних предметов. Лежать на постели во время отдыха в верхней одежде и обуви воспрещается. Под кроватью не должно быть грязной обуви. Чистить одежду в спальнях и коридорах воспрещается. Это можно делать в умывальной комнате.

4. В спальне каждый учащийся имеет постоянное, опреде­лённое администрацией место. Самовольный переход из одной спальни в другую, а также перемена мест запрещается.

5. Категорически запрещается заносить в общежитие пищу и посуду из трапезной.

6. За соблюдением порядка в спальне и тишины после отбоя следит староста спальни, который несёт ответственность за имущество и чистоту спальни. Для наблюдения за чистотой и порядком устанавливается очередное ежедневное дежурство воспитанников под руководством старосты спальни. Староста составляет список дежурств, который вывешивается в спальне. Каждую субботу проводится генеральная уборка помещения силами всех жильцов спальни.

7. В тумбочке у кровати должны находиться предметы личной гигиены, бельё, вещи повседневного пользования. Верхняя одежда должна находиться в гардеробе, а личные вещи, в т.ч. чемоданы, сумки и проч. – в камере хранения (каптёрке).

8. В спальнях строго воспрещается держать телевизоры, а также радиоприёмники и магнитофоны, питающиеся от сети.

9. Родители, родственники и вообще посторонние лица во все помещения общежития категорически не допускаются. Встреча с родными и знакомыми происходит в вестибюле семинарии. Ночлег в семинарии посторонних лиц ни в коем случае не разрешается.

10. Своевольное развешивание в спальнях картин, портретов, фотографий, зеркал, ковриков, настенных часов и т.п. – воспрещается. Всякое своевольное украшение в спальнях не допускается. Вбивание гвоздей в стены, загрязнение стен, порча инвентаря и бытовых предметов влечёт за собой строгое наказание.

11. Учащиеся должны соблюдать правила противопожарной безопасности.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТРАПЕЗНОЙ

12. Трапеза начинается и заканчивается молитвой и благословением священника.

13. Воспитанник, придя в трапезную, строго согласно распорядку дня занимает своё место за столом. В некоторых случаях помощник проректора может пересадить воспитанника на другое место.

14. Во время приёма пищи читается житие святого очеред­ным воспитанником.

15. Все вопросы, связанные с трапезой воспитанники решают через проректора, обязанного неотлучно пребывать в трапезной до окончания приёма пищи.

16. Во время трапезы соблюдается порядок, тишина и спокойствие. Всякие разговоры между собой категорически воспрещаются. Всякое хождение по трапезной во время приёма пищи воспрещается. В недоуменных случаях нужно обращаться к дежурному помощнику инспектора. Уход из трапезной без разрешения не допустим.

17. В обязательном порядке соблюдается дежурство всех воспитанников в трапезной. Дежурные присутствуют на кухне в течение всего дня.

18. В духовной школе строго соблюдаются посты, установленные Святой Церковью. С ведома администрации больным благословляется послабление поста.

19. Посторонним категорически запрещается заходить в расположение кухни и подсобные помещения пищеблока, а также выносить пищу и посуду из трапезной.

ДЕЖУРСТВА И ПОСЛУШАНИЯ

20. Исходя из потребности духовной школы, администрация может привлекать учащихся к хозяйственным и иным работам, именуемыми послушаниями. Отказ от физических работ может иметь место лишь в случае документального подтверждения невозможности их выполнения из-за тех или иных обстоятельств.

21. Учащиеся, проживающие в городе по благословению администрации, не освобождаются от общих послушаний.

ПОСЕЩЕНИЕ ВРАЧА

22. В случае недомогания и невозможности исполнять распорядок дня учащийся незамедлительно ставит в известность проректора, через которого получает направление в санитарную часть. Не допустимо пребывание в спальне в болезненном состоянии. Заболевших освобождает от занятий только администрация.

23. Больной, находящийся в медицинском изоляторе, обязан неукоснительно соблюдать предписания лечащего врача и подчиняться специальным правилам пребывания в лечебном заведении.

24. Всякое лечение вне стен духовной школы должно осуществляться только по благословению ректора с указанием воспитанником адреса лечебного заведения, номера отделения и палаты и затем, после окончания лечения, документально подтверждено соответствующей справкой лечащего врача, которая представляется администрации.

25. Отлучаться из семинарии после 17 часов, как в будние, так и праздничные дни, учащиеся могут только по разрешению проректора. По возвращении в семинарию из разрешённой отлучки учащийся обязан предварительно явиться к проректору, доложив о своём прибытии. Самовольные отлучки считаются серьёзным нарушением дисциплины со всеми вытекающими из этого последствиями.

26. Общий отбой в семинарии в 22.30. В 22.25 все воспитанники должны находиться в спальнях. В 22.30 часов гасится свет, прекращаются хождения, разговоры и всякий шум. Закрываться в спальнях на ключ воспрещается. Администрация должна иметь доступ в спальни в любое время дня и ночи.

27. Воспитанникам семинарии воспрещается громкое вклю­чение музыки. Строго воспрещается прослушивание рок, поп, джаз и иной музыки демонического направления. В период Вели­кого поста запрещается прослушивание мирской музыки и песен.

V. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. За годы обучения учащийся должен постараться выработать определённый характер поведения, приличествующий духовному лицу.

2. При встрече со старшими воспитанник стоя приветствует их лёгким наклоном головы. Если старший в священном сане и лично обращается к учащемуся, последний должен взять благословение. При встрече с ректором или проректором учащийся испрашивает их благословения.

3. Внешний вид и поведение воспитанников должны соответствовать высокому назначению духовной школы и показывать, что учащийся постоянно помнит с какой целью он поступил в духовное учебное заведение.

4. Осанка воспитанника должна быть правильной, что предполагает отсутствие сутулости, внимательный прямой взгляд, неспешность в движении, неторопливость в ходьбе, громкое и чёткое произнесение фраз и постоянный внутренний самоконтроль.

5. Для кандидата во священника непозволительны крик, брань, неумеренная жестикуляция, бег, присутствие в соблазнительных местах и среди лиц, известных неустойчивым поведением. Всего этого можно избежать, заранее обдумывая свои намерения и действия.

6. В общении желательны простота, отсутствие нарочитости, стремления выделиться.

7. Появление в расположении семинарии в нетрезвом виде, курение, отсутствие ночью в общежитии влечёт за собой самые строгие меры наказания, вплоть до немедленного исклю­чения из состава учащихся.

8. Учащимся, поставленным во чтеца и рукоположенным в священный сан, благословляется ношение соответствующей причёски и бороды. Всем прочим предписывается регулярное посещение парикмахерской. Не допустимо пребывание в храме и на занятиях в неопрятном виде. Будущему священнослужителю следует особое внимание уделить содержанию в чистоте рук, ногтей, а также умению пользоваться носовым платком. Формой одежды студента является подрясник черного цвета, русского пошива.

9. Особая аккуратность требуется от учащихся в местах общественного пользования: бане и туалетах. О неисправности кранов, сливных бочков, душа, умывальников, унитазов, дверей, форточек и проч. воспитанник должен немедленно доложить эконому, а если есть время, помочь рабочему устранить неисправность. Проходя мимо поломки, учащийся, тем самым, демонстрирует равнодушие к состоянию родного учебного заведения, а, следовательно, и к общецерковным проблемам.

10. Воспитанник материально ответственен за книги, конспекты, инвентарь и прочие предметы, получаемые на определённое время, после которого всё необходимо вернуть в библи­отеку, кастелянше, зав.складом или иному ответственному лицу. Ущерб, нанесённый школе из-за недобросовестного отношения к выданным вещам, может быть взыскан с учащегося.

VI. ПРИНЯТИЕ СВЯЩЕННОГО САНА

1. К концу четвертого года обучения воспитанник семинарии обязан определиться по устройству личной жизни (семейная, монашество, служение на приходе или иные варианты) и поста­вить об этом в известность администрацию.

2. Воспитанники, желающие принять монашество, должны подать об этом прошение на имя ректора по установленной форме, предварительно посоветовавшись с классным настав­ником и духовником.

3. Студенты-монахи должны быть для прочих примером послушания и исполнения общестуденческих и дисциплинарных обязанностей.

4. Воспитанник, намеревающийся вступить в брак, должен предварительно посоветоваться с духовником, поставить в извест­ность классного наставника и получить письменное благословение ректора. При заключении брака необходимо помнить, что как к кандидату в священный сан, так и к его супруге Церковь предъявляет определённые канонические нормы, несоблюдение которых будет препятствовать принятию священного сана.

5. Желающие принять священный сан должен подать на имя ректора соответствующее прошение о рукоположении.

VII. О Т Д Ы Х

1. В течение учебного года учащимся трижды предоставляются каникулы: летние, рождественские и пасхальные. График каникул составляется администрацией с учётом ежегодных обязательных летних послушаний. Сроки отъезда и прибытия строго регламентируются. Неприбытие с каникул без уважительной причины расценивается, как грубое нарушение дисциплины.

2. Свободное время учащиеся могут использовать для прогулок, занятий спортом, рукоделием, отдыха и проч., при этом не забывая об особых требованиях, предъявляемых Церковью и обществом к воспитанникам духовной школы.

3. Следует не забывать, что по манере одеваться, вести себя в обществе, у окружающих, как правило, складывается правдивое представление о внутреннем духовном мире человека.

VIII. МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ И ВЗЫСКАНИЯ

1. Вся информация об учебном процессе, богослужениях, послушаниях и проч. доводится до учащихся через устные объявле­ния в трапезной, после чего вывешиваются на доску объявлений.

2. Внимательное прослушивание объявлений и регулярное ознакомление с ними в печатном варианте позволит учащемуся иметь полную информацию о жизни школы и требованиях, предъявляемым к конкретным лицам.

3. При нарушении дисциплины духовной школы воспитаннику делается устное замечание проректора, на которое он обязан соответствующим образом реагировать.

4. При повторном нарушении дисциплины проректор обязан взять у нарушителя письменное объяснение случившегося. Если воспитанник такового не напи­сал, проректор обязан подать письменный рапорт с изложением случившегося и мотивами отказа от объяснения на имя ректора.

5. Для объяснения поведения воспитанник может быть вызван проректором, Проректорским совещанием и ректором.

6. К мерам наказания относятся: замечание, устный или письменный выговор, снижение балла по поведению до 5-, 4, 3. Снижение балла влечёт за собой сокращение каникулярного отпуска. За систематическое нарушение дисциплины, вместе со снижением балла по поведению следует последнее предупре­ждение о недопустимости подобного поведения и письменное сообщение родителям и правящему епархиальному архиерею. Руководство вышеприведёнными правилами поведения в повседневной жизни позволит учащемуся успешно пройти курс богословских наук и обогатить свой внутренний мир особым опытом духовной жизни, основанным на всецелом стремлении реализовать евангельские принципы в своей жизни.