Правила поведения
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ СУМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
Сумская духовная семинария является пастырско-богословским духовным учебным заведением Украинской Православной Церкви, ставящим перед собой цель воспитания и образования ревностных пастырей Церкви Христовой, а также богословски образованных мирян, способных своей жизнью, проповедью и служением приобщить многочисленное православное население страны к благодатной жизни Царствия Божия. Учащийся должен всегда помнить, что он – представитель Православной Церкви, воспитанник православно-церковного духовного заведения, которое желает видеть в нем убежденного христианина и образованного служителя Церкви. Ему следует располагать свою внутреннюю и внешнюю жизнь, а равно и выбирать себе занятия, сообразно указанной цели духовной семинарии, оказывая во всем неуклонное послушание правилам и уставам Святой Церкви. Учащиеся должны соблюдать распорядок дня, целесообразно использовать время пребывания в духовной школе, духовно и интеллектуально совершенствоваться.
I. АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО
Сумская духовная семинария находится под архипастырским руководством и попечением Владыки ректора Высокопреосвященнейшего ЕВЛОГИЯ, архиепископа Сумского и Ахтырского. В администрацию семинарии входят: а) проректор по учебно-воспитательной работе; б) проректор по административно-хозяйственной работе; в) секретарь Совета. Храм и богослужение находятся в непосредственном ведении ректора, руководящего ими через руководителя богослужебной практики. Учащимся Сумской духовной семинарии считается тот, кто после успешных вступительных экзаменов и собеседований с приёмной комиссией внесён в список поступивших в семинарию. Список утверждается Педагогическим советом, подписывается ректором и после оглашения вывешивается на доске объявлений.
II. Х Р А М
1. Учащийся должен знать, что первое место в жизни духовной школы отводится храму и богослужению. Поэтому посещение богослужений в дни воскресные, праздничные, в дни говения, а также в дни храмового послушания (богослужебной практики) обязательно для всех. Здесь учащиеся постоянно подвергают испытанию свою совесть на предмет соответствия внутреннего, духовного устроения поставленным высоким жизненным целям и задачам.
2. Отношения к храму и богослужению должно быть особым – благоговейным и святым. Исполнение всех послушаний с большой христианской ответственностью предполагает обязательную, тщательную, ежедневную подготовку, как певческих групп, так и очередных чтецов.
3. На богослужение, как и на утреннее и вечернее правило следует приходить заблаговременно (не позже, чем за 5 минут до начала).
4. . Запрещается находиться во время богослужения в притворах и на паперти храма.
5. Разговоры во время богослужения, преждевременный уход из храма не допускается. Выходить из храма во время богослужения можно только с разрешения преподавателя.
6. Молитвенное правило и богослужебные тексты следует читать неспешно, громко, обращая внимание на знаки препинания и дикцию.
7. Студенты, облечённые священным саном, находятся в непосредственном подчинении руководителя богослужебной практики и совершают богослужения строго по утверждённым ректором чинопоследованиям и графикам. Самовольное служение в храме, а также за пределами духовной школы непозволительно. При отъезде на каникулы, студент-священник должен иметь на руках соответствующий документ, удостоверяющий его личность и сан.
8. Воспитанники не облечённые священным саном, во время ежедневных богослужений несут обязанности чтецов, певцов, пономарей и другие на основании расписания храмового богослужения.
9. Воспитанники 3 и 4 классов в обязательном порядке произносят проповеди в храме, согласно расписания. Написанную и правильно оформленную проповедь учащийся должен обязательно представить преподавателю Гомилетики для проверки, а затем сдать секретарю Совета семинарии за 10 дней до произнесения.
10. Пропуск богослужения, в т.ч. богослужебной практики, как и опоздание на них, является грубым нарушением дисциплины духовной школы.
11. Воспитанники семинарии, возгревая в себе духовную ревность должны часто исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин (желательно не реже одного раза в три недели).
III. УЧЕБНАЯ ЧАСТЬ
1. Учебный процесс начинается 1 сентября с совместной молитвы учащих и учащихся в домовом храме семинарии. Воспитанники в этот день знакомятся с классными наставниками, с которыми на протяжении учебного года могут разрешать все трудные и требующие совета вопросы.
2. Всем учащимся вменяется в обязанность неукоснительное выполнение распорядка дня и посещение всех лекций и уроков, обозначенных в расписании учебных занятий. Освободить учащегося от занятий текущего дня может только проректор.
3. Учащиеся обязаны заранее позаботиться о наличии у них писчих принадлежностей, тетрадей, средств личной гигиены, дабы на приобретение их в учебном году не тратить драгоценное время.
ОБЯЗАННОСТИ СТАРОСТЫ И ДЕЖУРНОГО ПО КЛАССУ
4. В классе ответственным лицом является староста. В его обязанности входит ежедневное уведомление администрации об отсутствующих на занятиях по состоянию здоровья, в связи с послушанием или иным причинам. Староста отвечает за чистоту класса, наличие и исправность учебных пособий и мебели и имеет преимущественное право выражать пожелания и интересы учащихся перед администрацией. Для наблюдения за чистотой и порядком в каждой аудитории устанавливается очередное ежедневное дежурство воспитанников, под руководством старосты класса. Староста составляет список дежурных, который вывешивается в классе.
5. Дежурный по аудитории заботится о чистоте класса и подготовке к занятиям – влажная тряпка, мел, чистая доска, учебные и наглядные пособия. Чтение молитвы производится дежурным. Во время перемен дежурный следит за тем, чтобы помещение было проветрено.
6. Старосту класса, его заместителя назначает администрация. В случае отсутствия старосты его обязанности выполняет заместитель.
ПОВЕДЕНИЕ В АУДИТОРИИ
7. Воспитанники обязаны собираться в аудитории за 5 минут до начала уроков и должны иметь все необходимые принадлежности: учебные пособия, конспекты и тетради для записей. БИБЛИЯ должна быть настольной книгой всех учащихся и находиться всегда на рабочем столе, а также книга прп. Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры» Опоздавшие на урок, допускаются к занятиям с разрешения проректора.
8. Каждый урок начинается и заканчивается молитвой, причём первую молитву перед учением и последнюю после 4-го урока традиционно учащиеся поют всем классом. В дни попразднства двунадесятых праздников до отдания читается тропарь и задостойник праздника.
9. При появлении преподавателя в аудитории воспитанники стоя приветствуют его. Также приветствуют ректора или проректора и высоких гостей при посещении ими того или иного класса.
10. Во время уроков воспитанники должны сидеть прямо, не разваливаясь, не зевая, соблюдать тишину, не разговаривать, внимательно слушать объяснения преподавателей и ответы своих товарищей, не допуская посторонних занятий. Всякая подсказка отвечающему воспитаннику категорически воспрещается.
11. Успеваемость учащихся оценивается на основании ежедневных устных ответов на уроках и лекциях и письменных работ, подаваемых строго в определённые дни.
12. Неуспеваемость учащихся после рассмотрения причин таковой на Проректорском совещании, может послужить поводом для отчисления из состава учащихся.
13. Ежедневно особое место в учебно-воспитательном процессе должно занимать чтение Священного Писания, святоотеческой и научно-богословской литературы.
14. В вечернее время в будние дни, с 17 часов до ужина, отводится для самоподготовки. В эти часы учащиеся обязаны находиться в аудиториях и готовить учебный материал к занятиям следующего дня, соблюдая при этом полную тишину. Если есть необходимость заниматься в читальном зале, то об этом ставится в известность преподаватель и староста класса.
15. В случае необходимости отлучиться из семинарии во время занятий, каждый раз на то испрашивается разрешение проректора, причём отсутствие воспитанника обязательно отмечается в классном журнале. Отсутствие по болезни может быть по разрешению врача и с благословения проректора.
16. В случае необходимости пребывания вне стен духовной школы на протяжении более 12 часов воспитанник обращается лично к ректору, предоставляя при этом письменное прошение, указывающее причину отлучки. После прибытия из разрешённого отпуска учащийся должен предварительно явиться к секретарю Совета для регистрации своего прибытия.
IV. ВНУТРЕННИЙ РАСПОРЯДОК
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ СПАЛЬНЕЙ
1. В учебные, каникулярные и праздничные дни жизнь школы регламентируется соответствующим распорядком дня, утверждаемым ректором.
2. О подъёме, отбое, начале, конце занятий и прочих мероприятиях воспитанники узнают по звонку, подаваемому дежурным вахтёром, согласно распорядку дня.
3. Подъём должен проводиться неспешно, дабы с началом учебного и праздничного дня было положено упорядоченное молитвенное настроение. После утреннего туалета воспитанник обязан аккуратно заправить постель и навести должный порядок. На постели не должно быть посторонних предметов. Лежать на постели во время отдыха в верхней одежде и обуви воспрещается. Под кроватью не должно быть грязной обуви. Чистить одежду в спальнях и коридорах воспрещается. Это можно делать в умывальной комнате.
4. В спальне каждый учащийся имеет постоянное, определённое администрацией место. Самовольный переход из одной спальни в другую, а также перемена мест запрещается.
5. Категорически запрещается заносить в общежитие пищу и посуду из трапезной.
6. За соблюдением порядка в спальне и тишины после отбоя следит староста спальни, который несёт ответственность за имущество и чистоту спальни. Для наблюдения за чистотой и порядком устанавливается очередное ежедневное дежурство воспитанников под руководством старосты спальни. Староста составляет список дежурств, который вывешивается в спальне. Каждую субботу проводится генеральная уборка помещения силами всех жильцов спальни.
7. В тумбочке у кровати должны находиться предметы личной гигиены, бельё, вещи повседневного пользования. Верхняя одежда должна находиться в гардеробе, а личные вещи, в т.ч. чемоданы, сумки и проч. – в камере хранения (каптёрке).
8. В спальнях строго воспрещается держать телевизоры, а также радиоприёмники и магнитофоны, питающиеся от сети.
9. Родители, родственники и вообще посторонние лица во все помещения общежития категорически не допускаются. Встреча с родными и знакомыми происходит в вестибюле семинарии. Ночлег в семинарии посторонних лиц ни в коем случае не разрешается.
10. Своевольное развешивание в спальнях картин, портретов, фотографий, зеркал, ковриков, настенных часов и т.п. – воспрещается. Всякое своевольное украшение в спальнях не допускается. Вбивание гвоздей в стены, загрязнение стен, порча инвентаря и бытовых предметов влечёт за собой строгое наказание.
11. Учащиеся должны соблюдать правила противопожарной безопасности.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТРАПЕЗНОЙ
12. Трапеза начинается и заканчивается молитвой и благословением священника.
13. Воспитанник, придя в трапезную, строго согласно распорядку дня занимает своё место за столом. В некоторых случаях помощник проректора может пересадить воспитанника на другое место.
14. Во время приёма пищи читается житие святого очередным воспитанником.
15. Все вопросы, связанные с трапезой воспитанники решают через проректора, обязанного неотлучно пребывать в трапезной до окончания приёма пищи.
16. Во время трапезы соблюдается порядок, тишина и спокойствие. Всякие разговоры между собой категорически воспрещаются. Всякое хождение по трапезной во время приёма пищи воспрещается. В недоуменных случаях нужно обращаться к дежурному помощнику инспектора. Уход из трапезной без разрешения не допустим.
17. В обязательном порядке соблюдается дежурство всех воспитанников в трапезной. Дежурные присутствуют на кухне в течение всего дня.
18. В духовной школе строго соблюдаются посты, установленные Святой Церковью. С ведома администрации больным благословляется послабление поста.
19. Посторонним категорически запрещается заходить в расположение кухни и подсобные помещения пищеблока, а также выносить пищу и посуду из трапезной.
ДЕЖУРСТВА И ПОСЛУШАНИЯ
20. Исходя из потребности духовной школы, администрация может привлекать учащихся к хозяйственным и иным работам, именуемыми послушаниями. Отказ от физических работ может иметь место лишь в случае документального подтверждения невозможности их выполнения из-за тех или иных обстоятельств.
21. Учащиеся, проживающие в городе по благословению администрации, не освобождаются от общих послушаний.
ПОСЕЩЕНИЕ ВРАЧА
22. В случае недомогания и невозможности исполнять распорядок дня учащийся незамедлительно ставит в известность проректора, через которого получает направление в санитарную часть. Не допустимо пребывание в спальне в болезненном состоянии. Заболевших освобождает от занятий только администрация.
23. Больной, находящийся в медицинском изоляторе, обязан неукоснительно соблюдать предписания лечащего врача и подчиняться специальным правилам пребывания в лечебном заведении.
24. Всякое лечение вне стен духовной школы должно осуществляться только по благословению ректора с указанием воспитанником адреса лечебного заведения, номера отделения и палаты и затем, после окончания лечения, документально подтверждено соответствующей справкой лечащего врача, которая представляется администрации.
25. Отлучаться из семинарии после 17 часов, как в будние, так и праздничные дни, учащиеся могут только по разрешению проректора. По возвращении в семинарию из разрешённой отлучки учащийся обязан предварительно явиться к проректору, доложив о своём прибытии. Самовольные отлучки считаются серьёзным нарушением дисциплины со всеми вытекающими из этого последствиями.
26. Общий отбой в семинарии в 22.30. В 22.25 все воспитанники должны находиться в спальнях. В 22.30 часов гасится свет, прекращаются хождения, разговоры и всякий шум. Закрываться в спальнях на ключ воспрещается. Администрация должна иметь доступ в спальни в любое время дня и ночи.
27. Воспитанникам семинарии воспрещается громкое включение музыки. Строго воспрещается прослушивание рок, поп, джаз и иной музыки демонического направления. В период Великого поста запрещается прослушивание мирской музыки и песен.
V. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. За годы обучения учащийся должен постараться выработать определённый характер поведения, приличествующий духовному лицу.
2. При встрече со старшими воспитанник стоя приветствует их лёгким наклоном головы. Если старший в священном сане и лично обращается к учащемуся, последний должен взять благословение. При встрече с ректором или проректором учащийся испрашивает их благословения.
3. Внешний вид и поведение воспитанников должны соответствовать высокому назначению духовной школы и показывать, что учащийся постоянно помнит с какой целью он поступил в духовное учебное заведение.
4. Осанка воспитанника должна быть правильной, что предполагает отсутствие сутулости, внимательный прямой взгляд, неспешность в движении, неторопливость в ходьбе, громкое и чёткое произнесение фраз и постоянный внутренний самоконтроль.
5. Для кандидата во священника непозволительны крик, брань, неумеренная жестикуляция, бег, присутствие в соблазнительных местах и среди лиц, известных неустойчивым поведением. Всего этого можно избежать, заранее обдумывая свои намерения и действия.
6. В общении желательны простота, отсутствие нарочитости, стремления выделиться.
7. Появление в расположении семинарии в нетрезвом виде, курение, отсутствие ночью в общежитии влечёт за собой самые строгие меры наказания, вплоть до немедленного исключения из состава учащихся.
8. Учащимся, поставленным во чтеца и рукоположенным в священный сан, благословляется ношение соответствующей причёски и бороды. Всем прочим предписывается регулярное посещение парикмахерской. Не допустимо пребывание в храме и на занятиях в неопрятном виде. Будущему священнослужителю следует особое внимание уделить содержанию в чистоте рук, ногтей, а также умению пользоваться носовым платком. Формой одежды студента является подрясник черного цвета, русского пошива.
9. Особая аккуратность требуется от учащихся в местах общественного пользования: бане и туалетах. О неисправности кранов, сливных бочков, душа, умывальников, унитазов, дверей, форточек и проч. воспитанник должен немедленно доложить эконому, а если есть время, помочь рабочему устранить неисправность. Проходя мимо поломки, учащийся, тем самым, демонстрирует равнодушие к состоянию родного учебного заведения, а, следовательно, и к общецерковным проблемам.
10. Воспитанник материально ответственен за книги, конспекты, инвентарь и прочие предметы, получаемые на определённое время, после которого всё необходимо вернуть в библиотеку, кастелянше, зав.складом или иному ответственному лицу. Ущерб, нанесённый школе из-за недобросовестного отношения к выданным вещам, может быть взыскан с учащегося.
VI. ПРИНЯТИЕ СВЯЩЕННОГО САНА
1. К концу четвертого года обучения воспитанник семинарии обязан определиться по устройству личной жизни (семейная, монашество, служение на приходе или иные варианты) и поставить об этом в известность администрацию.
2. Воспитанники, желающие принять монашество, должны подать об этом прошение на имя ректора по установленной форме, предварительно посоветовавшись с классным наставником и духовником.
3. Студенты-монахи должны быть для прочих примером послушания и исполнения общестуденческих и дисциплинарных обязанностей.
4. Воспитанник, намеревающийся вступить в брак, должен предварительно посоветоваться с духовником, поставить в известность классного наставника и получить письменное благословение ректора. При заключении брака необходимо помнить, что как к кандидату в священный сан, так и к его супруге Церковь предъявляет определённые канонические нормы, несоблюдение которых будет препятствовать принятию священного сана.
5. Желающие принять священный сан должен подать на имя ректора соответствующее прошение о рукоположении.
VII. О Т Д Ы Х
1. В течение учебного года учащимся трижды предоставляются каникулы: летние, рождественские и пасхальные. График каникул составляется администрацией с учётом ежегодных обязательных летних послушаний. Сроки отъезда и прибытия строго регламентируются. Неприбытие с каникул без уважительной причины расценивается, как грубое нарушение дисциплины.
2. Свободное время учащиеся могут использовать для прогулок, занятий спортом, рукоделием, отдыха и проч., при этом не забывая об особых требованиях, предъявляемых Церковью и обществом к воспитанникам духовной школы.
3. Следует не забывать, что по манере одеваться, вести себя в обществе, у окружающих, как правило, складывается правдивое представление о внутреннем духовном мире человека.
VIII. МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ И ВЗЫСКАНИЯ
1. Вся информация об учебном процессе, богослужениях, послушаниях и проч. доводится до учащихся через устные объявления в трапезной, после чего вывешиваются на доску объявлений.
2. Внимательное прослушивание объявлений и регулярное ознакомление с ними в печатном варианте позволит учащемуся иметь полную информацию о жизни школы и требованиях, предъявляемым к конкретным лицам.
3. При нарушении дисциплины духовной школы воспитаннику делается устное замечание проректора, на которое он обязан соответствующим образом реагировать.
4. При повторном нарушении дисциплины проректор обязан взять у нарушителя письменное объяснение случившегося. Если воспитанник такового не написал, проректор обязан подать письменный рапорт с изложением случившегося и мотивами отказа от объяснения на имя ректора.
5. Для объяснения поведения воспитанник может быть вызван проректором, Проректорским совещанием и ректором.
6. К мерам наказания относятся: замечание, устный или письменный выговор, снижение балла по поведению до 5-, 4, 3. Снижение балла влечёт за собой сокращение каникулярного отпуска. За систематическое нарушение дисциплины, вместе со снижением балла по поведению следует последнее предупреждение о недопустимости подобного поведения и письменное сообщение родителям и правящему епархиальному архиерею. Руководство вышеприведёнными правилами поведения в повседневной жизни позволит учащемуся успешно пройти курс богословских наук и обогатить свой внутренний мир особым опытом духовной жизни, основанным на всецелом стремлении реализовать евангельские принципы в своей жизни.