Контакти:    e-mail: sumy.theology@ukr.net; .; tel: (0542) 77-04-54;    

EN RUS UKR

Logo alt

Сумська духовна семінарія

імені Блаженнішого Митрополита Володимира (Сабодана)

His Beatitude Metropolitan Volodymyr (Sabodan)

SUMY THEOLOGICAL SEMINARY

 


История

Духовное образование на Сумщине имеет свою историю. Приоткрыв страницы архивных документов, мы узнаем, что дата основания Духовной Школы на Сумщине относится к началу XIX века. В связи с большим количеством храмов в Харьковской епархии, в которую входила значительная часть нынешней территории Сумской области, по ходатайству Правящего архиерея епископа Павла Саббатовского, Училищная комиссия при Святейшем Синоде постановила открыть Духовное училище в г. Ахтырке. Ахтырское духовное мужское училище было открыто 30 августа 1819 года и просуществовало там почти 70 лет. Оно располагалось рядом с Покровским собором г. Ахтырки, сразу за его оградой в двух каменных домах.

Учебное заведение предназначалось для начального образования и подготовки детей-сирот и детей бедного духовенства Ахтырского, Богодуховского, Лебединского и Сумского уездов к служению в Православной Церкви и обучению в семинарии. Для преподавания были приглашены лучшие выпускники Харьковского коллегиума, а смотрителями были определены учительные священники ахтырских храмов. Первым смотрителем был бывший учитель пиитики Харьковского коллегиума клирик Покровского собора протоиерей Григорий Федоровский.

В число обязательных предметов входили: священная история Ветхого и Нового Заветов, православный христианский катехизис, объяснение богослужения с церковным уставом, русский, церковно-славянский, греческий, латинский языки, география, арифметика, чистописание, церковное пение. Духовное училище в XIX веке давало в целом общеобразовательную подготовку. Выпускник училища был волен в дальнейшем выборе своего жизненного пути, не имея ограничения только церковной сферой.

Воспитанники, успешно закончившие полный курс училища, переводились в первый класс семинарии, а при поступлении на гражданскую службу производились без экзаменов в низший ХIV чин Табели о рангах - коллежский регистратор.

В штате училища состояли смотритель, помощник смотрителя, учителя, блюститель по хозяйственной части.

В организации учебно-воспитательного процесса воспитанники училища руководствовались правилами, составленными смотрителем училища протоиереем Матвеем Преображенским. Методическое руководство осуществляла уже непосредственно Харьковская семинария. Почетным блюстителем Ахтырского духовного училища являлся камер-юнкер князь Алексей Васильевич Голицын.

По воскресным и праздничным дням воспитанники училища пели в хоре Покровского собора г. Ахтырки, который предоставлял учащимся три стипендии.

Учащимся предоставлялась форменная одежда: драповое пальто и суконный сюртук. Сироты священников и причетников вносили умеренную плату за обучение или освобождались от неё вовсе.

Интересно отметить некоторые особенности функционирования духовного училища в Ахтырке. В городе постоянно пребывал воинский гарнизон, что определяло высокие цены на все жизненные потребности. Поэтому и содержание училища обходилось весьма дорого, в частности, значительных затрат требовали наём жилья для учителей и продовольственное обеспечение.

В Ахтырском духовном училище проводились ежегодные съезды духовенства, которые осуществляли регулярный осмотр помещений, решали материальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса.

Одним из известных выпускников Ахтырского духовного училища является Максим Алексеевич Антонович, публицист, философ, литературный критик.

Воспитанником Ахтырского духовного училища также был Александр Дмитриевич Щепинский, сын священника из Славянска. Александр Дмитриевич известен тем, что осуществил перевод с латыни основного труда чешского педагога и общественного деятеля, основоположника научной педагогики епископа Яна Амоса Коменского «Великая дидактика».

Уроженец Лебединского уезда Харьковской губернии, философ и богослов Пётр Иванович Линицкий также окончил Ахтырское духовное училище. Впоследствии он прошел все ступени духовного образования: окончил Харьковскую духовную семинарию и в 1865 г. Киевскую духовную академию. Пётр Линицкий являлся профессором философии Киевской духовной академии, в которой он преподавал более 40 лет. Он автор около 20 книг и свыше 40 публикаций в журнале «Вера и Разум», многих статей в «Трудах Киевской духовной академии». Пётр Иванович Линицкий похоронен в Киеве на кладбище Флоровского монастыря.

В 1888 году по ходатайству архиепископа Харьковского и Ахтырского Амвросия (Ключарева) Духовное училище было переведено из Ахтырки в город Сумы. Начинается новый этап жизни Духовной Школы.

В Сумах на средства Ивана Герасимовича Харитоненко для училища было выстроено специальное здание на Троицкой улице (ныне это один из корпусов Сумской областной больницы). Строительство осуществлялось на средства и стараниями Ивана Герасимовича Харитоненко. За большие заслуги по духовному ведомству он был награжден в 1890 году орденом Св.Станислава 1-й степени.

В 1886 г. на личные средства архиепископа Амвросия рядом с будущим корпусом училища была построена домовая однопрестольная церковь во имя Ахтырской иконы Божией Матери, которая была разрушена в советское время. В сентябре 1888 года здание училища и церковь были освящены архиепископом Харьковским и Ахтырским Амвросием (Ключаревым). В память этого события духовенство пожертвовало 2500 рублей. На проценты от этой суммы Святейшим Синодом была утверждена стипендия имени Архиепископа Амвросия.

Для помощи нуждающимся воспитанникам при училище действовало братство св. Амвросия Медиоланского. При училище размещался полный хозяйственный комплекс, обеспечивающий бытовые потребности воспитанников. Как и ранее в Ахтырке, в Сумском духовном училище проводились ежегодные собрания духовенства, на которых решались важнейшие вопросы материального, кадрового, методического обеспечения учебной деятельности. Почетными блюстителями состоял действительный статский советник, меценат Павел Иванович Харитоненко.

При училище находился пансион на 200 человек. Дети православного духовенства обучались бесплатно, для детей из других сословий плата за обучение составляла 40 руб. Для сирот окружного духовенства были установлены стипендии: 40 полнокоштных, 30 полукоштных, 10 с уменьшеной платой – 50 руб. и три частных – на процент от благотворительных капиталов. Приём детей светского сословия ограничивался 10% поступления детей духовенства. Количество учащихся составляло в среднем 160-190 человек. В частности, в 1907 году в Сумском духовном училище обучалось 185 воспитанников. 

За отличную успеваемость производилось награждение книгами и деньгами, за успехи в освоении регентского дела и пении производилось награждение камертонами и нотами.

Относительно причта Ахтырско-Богородичной церкви при духовном училище имеется подробная статистическая справка от 1904 г. Он состоял из священника и дьякона, который выполнял и функции эконома училища.

Рассматривая историю Сумского духовного училища, необходимо особо остановится на деятельности епископа Сумского Митрофана (Абрамова). Будущий владыка родился в 1876 году в Воронежской губернии, по окончании Воронежской духовной семинарии и Казанской духовной академии был назначен преподавателем Орловской духовной семинарии. В 1907 г. принял монашество и рукоположен во иеромонаха. В 1910 г. возведён в сан архимандрита.

5 июня 1916 г. архимандрит Митрофан хиротонисан в Сумах во епископа Сумского, второго викария Харьковской епархии. Хиротонию совершали: архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), епископы Екатеринославский Агапит, Старобельский Феодор и Елизаветградский Прокопий. Описывая это событие, архиепископ Никон (Рклицкий), отмечал: «Уездный город … Сумы увидел торжество, которого удостаивались и немногие губернские города, а кроме того, приобрёл архиерея, не только называвшегося, но и действительно бывшего Сумским. Лишь временами, когда того требовали дела и обстоятельства, епископ Митрофан должен был жить в Харькове».

Владыка Митрофан был первым из викарных епископов, кто стал жить в Сумах, однако подготовка к этому началась заранее. Для постоянного проживания епископа в городе было начато строительство архиерейского подворья, композиционным центром которого стал храм во имя Святого великомученика Пантелеимона, построенный в 1911 году по проекту известного академика архитектуры А.В.Щусева. Храм имеет еще два придела: во имя Святителя Николая и образа Пресвятой Богородицы «Скоропослушница». Основным жертвователем на постройку храма был сумской купец-благотворитель И.Г.Кулишов вместе со своими братьями.

Строительство архиерейского дома, расположенного рядом с храмом, велось по проекту харьковского епархиального архитектора В.Н.Покровского. В архиерейском доме, где жил епископ Митрофан, обитали и несколько человек монашеской братии. Они должны были по благословению архиепископа Антония (Храповицкого) организовать мужской Иоанно-Предтеченский монастырь. Ансамбль монастыря был заложен в 1915 году, однако открыть его не успели из-за разразившейся революции и гражданской войны. После Октябрьской революции прекратило свое существование и Сумское духовное училище.

Епископ Митрофан в 1917 г. во время отсутствия архиепископа Антония временно управлял всей Харьковской епархией, продолжая по возможности находиться в Сумах.

На Харьковском чрезвычайном епархиальном собрании 2-11 мая 1918 г. владыка Митрофан избран делегатом на Всеукраинский церковный собор.

В 1919 г. с приходом в Сумы белогвардейских войск епископ Митрофан организовал в Сумах пастырскую школу. Однако военные успехи деникинцев были непродолжительными, и уже к концу осени 1919 года Сумы были ими оставлены.

Вместе с покидавшими город белыми войсками, кадетским корпусом и интеллигенцией, из Сум выезжало и духовенство. Среди них был и епископ Митрофан. Он эмигрировал в Сербию. Встреча с большевиками принесла бы ему, как и духовенству, служившему молебны о даровании победы христолюбивому воинству, очевидную расправу.

После окончательного упразднения монастыря Пантелеимоновский храм в 20-х годах тоже был закрыт. В 1963 году в нем предполагалось открыть планетарий.

Среди выпускников Сумского духовного училища известны несколько человек, безвинно замученных в 30-е годы ХХ века. Один из них священник Николай Иосифович Кирше. Он родился в селе Михайловка Харьковской губернии в семье священника. Окончил Сумское духовное училище и два класса Харьковской духовной семинарии, после чего принял сан и служил до закрытия своего храма в 1929 г. После этого работал на различных предприятиях, а с 1933 и до ареста был директором школы в селе Шевелевка Балаклейского района нынешней Харьковской области.

24 марта 1938 г. отец Николай был арестован и по постановлению особой тройки УНКВД Харьковской области от 10 апреля 1938 г. расстрелян в Харькове, а лично принадлежащее ему имущество конфисковано. Отец Николай реабилитирован постановлением президиумом Харьковского областного суда от 13 января 1961 г..

В застенках НКВД мученически закончил свой жизненный путь священник Михаил Васильевич Попов. Он был родом из Богодухова. 11 июня 1904 г. окончил Сумское духовное училище и 3 ноября того же года был назначен псаломщиком Успенского собора Богодухова. С 1906 г. – диакон, нёс службу в различных храмах. 2 января 1913 г. отец Михаил вновь направляется в Успенский собор родного города, где его через четыре дня рукополагают во священника. В дальнейшем он нес службу в этом соборе, а в 1929 г. назначен настоятелем Преображенского храма посёлка Южный Харьковского района.

27 сентября 1937 г. отца Михаила арестовывают, а 29 ноября того же года особой тройкой УНКВД Харьковской области он приговаривается к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение в Харькове. Место захоронения священника неизвестно. Отец Михаил реабилитирован 31 марта 1989 г.

Таковы были выпускники Сумской Духовной Школы, сохранившие веру и верность даже до мученической кончины.

Ровно через 110 лет со дня учреждения в Сумах первого духовного училища, в 1998 году, по благословению тогдашнего архиепископа Сумского и Ахтырского (а ныне митрополита Тульчинского и Брацлавского) Ионафана в Сумской епархии возобновилось религиозное образование и начало действовать Сумское пастырско-богословское духовное училище. Здание бывших архиерейских покоев епископа Митрофана и несостоявшегося Иоанно-Предтеченского мужского монастыря, в котором в ту пору располагался военкомат, было передано Сумской епархии. В нём и начало свою работу духовное училище.

Силами епархии были проведены ремонтные работы, сделана перепланировка помещений, оборудованы читальный и актовый залы, аудитории и др. При училище была организована трапезная. Библиотечный фонд насчитывал около пяти тысяч книг.

5 марта 2000 года в здании училища, на втором этаже, был освящен домовый храм во имя прп. Симеона Нового Богослова и св.прав. Иоанна Кронштадтского, в котором все студенты совершали утренние, вечерние молитвы, а также воскресные и праздничные богослужения. К территории училища примыкает приходской Пантелеимоновский храм, где студенты проходили церковное послушание и богослужебную практику.

Впоследствии были предприняты шаги по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса, созданию учебно-методической базы, формированию педагогического состава, созданию бытовых условий для проживания учащихся.

В старинном здании проведен комплекс ремонтно-восстановительных работ. К зданию подведено водоснабжение и канализация. Произведена перепланировка внутренних помещений с учетом потребностей учебно-воспитательного процесса и размещения студентов. Отремонтированы и оборудованы учебные аудитории, библиотека, а также келии для проживания, туалеты, душевые. В душевых установлены бойлеры для подогрева воды, которыми учащиеся могут пользоваться беспрепятственно. В бытовых комнатах имеются стиральные машины и сушильные приспособления.

Лекционные залы оборудованы кафедрами. Установлена новая мебель библиотеки училища, фонд которой насчитывает свыше семи с половиной тысяч экземпляров литературы. Имеется бесплатное подключение wi-fi. После ремонта коридоров на втором этаже размещены выставочные стенды галереи училища.

Столовая училища имеет полный комплект оборудования, посуды и инвентаря для готовки, сервировки, а также организации питания студентов училища. Кардинально изменился рацион питания: учащихся кормят четыре раза в день, в постные дни закупается рыба, в скоромные – мясные и молочные продукты.

Отопление здания училища в зимний период осуществляется с помощью твердотопливного котла, что позволяет поддерживать нормальную температуру в помещениях.

За 17 лет существования училища в его стенах проходили обучение студенты не только из Сумщины, но и из других регионов, в том числе значительно отдаленных, а также из ближнего зарубежья. Выпускники продолжили обучение в духовных семинария и академиях, рукоположены в священный сан, а также несут церковное послушание в соответствии с распределением, которое осуществляет Учебный Комитет при Священном Синоде Украинской Православной Церкви.

Кроме стационарного обучения, в стенах училища заочно обучались священнослужители, которые по той или иной причине не получили духовного образования до рукоположения. График функционирования заочного сектора разработан с учетом богослужебного календаря. На период сессии студенты-заочники размещались в келиях, обеспечивались бесплатным питанием, могли пользоваться бытовыми удобствами, библиотекой, интернетом, классами для самоподготовки. В течение учебного года студенты-заочники могли получить консультацию преподавателя в индивидуальном порядке. Большая часть духовенства, присутствующего в этом зале, прошла обучение в духовном училище.

Предпринятые усилия завершили процесс реорганизации, итогом которого стало создание Сумской духовной семинарии. Решением Священного Синода (журнал № 44 от 27 октября 2015) Сумское пастырско-богословское духовное училище стало новым высшим духовным учебным заведением.

Педагогический совет Сумской Духовной Школы единодушно поддержал идею о наименовании ее в честь приснопамятного Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана), который в свое время был Сумским архипастырем.

Особое внимание мы намерены уделить изучению языков. По решению педагогического совета семинарии определено ввести греческий, латинский и английский дни молитвы в семинарии, а также однажды в году совершать Божественную литургию в семинарском храме на греческом языке в праздник Трех Святителей.